Правозащита XXI век - защита прав человека МОД За защиту прав и свобод граждан Правозащита XXI век

На главную страницу    

О нас
 Новости движения
 Наши акции
 Услуги
 Сотрудничество
 Контакты
Новости
 Защита прав в суде
 Жертвы правонарушений
О защите прав человека
 Законы
 Комментарии к законам
 Рекомендации
 О защите прав детей
 Полезные адреса и сайты


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ!
Список погибших в Чечне


 Ссылки
 Карта сайта

Обращение в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу)

Согласно ст. 33 Конституции РФ, граждане вправе направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, а последние обязаны рассматривать указанные заявления по существу и принимать решения в соответствии с их компетенцией.

Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предоставляет право гражданам обращаться с жалобами на действия (решения), нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему (ст. 4).

Процедура обращения, порядок, сроки рассмотрения заявлений граждан регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", который действует до сих пор. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и, в соответствии со своими полномочиями, в установленных порядке и сроках рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Установлено, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (ст. 1). Для своевременного рассмотрения предложения и заявления должны подаваться гражданами в те государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса; жалобы должны подаваться в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются (ст. 3).

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны:

  • внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;
  • принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
  • сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;
  • систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью свое-временного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций (ст. 7).

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение (ст. 8). Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней.

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу (ст. 9).

Следует отметить, что действие изложенного Указа не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и КоАП.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответы по существу обращений граждан в течение одного месяца (п. 2 ст. 26 Закона РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Возможность обращения граждан и юридических лиц с жалобами на действия должностных лиц предусмотрена и другими законами, а также положениями, устанавливающими правовой статус различных государственных органов. Например, Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" предусматривает, что жалобы предприятий любой организационно-правовой формы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции.

Обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 14; порядок обжалования административных взысканий изложен в разделе 12.1).

Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд (ст. 39 Закона РФ "О милиции").


Наш адрес:

121596, г.Москва, ул. Толбухина, д.11, корп.2
тел./факс: 8-499-737-83-01, 8-985-782-28-28 адвокат Черников Виктор Николаевич
тел. 8-916-347-60-60 — для СМИ и общественных связей
Наш блог в ЖЖ - pravoza21

E-mail:

Rambler's Top100

 

Новости в мире

Загрузка..

 

 

Новости в России

Загрузка..