Правозащита XXI век - защита прав человека МОД За защиту прав и свобод граждан Правозащита XXI век

На главную страницу    

О нас
 Новости движения
 Наши акции
 Услуги
 Сотрудничество
 Контакты
Новости
 Защита прав в суде
 Жертвы правонарушений
О защите прав человека
 Законы
 Комментарии к законам
 Рекомендации
 О защите прав детей
 Полезные адреса и сайты


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ!
Список погибших в Чечне


 Ссылки
 Карта сайта

Обращение в другие органы

Уже указывалось, что, кроме подачи жалоб в прокуратуру, вышестоящий орган и суды, можно также обратиться с заявлениями в другие органы: к Уполномоченному по правам человека, в Министерство юстиции РФ, к полномочному представителю Президента РФ в регионе, к депутатам разных уровней, в антимонопольные органы, органы по защите прав потребителей, по поддержке малого предпринимательства, в средства массовой информации, в тот орган (к должностному лицу), решения (действия) которого обжалуются, и т.д.

Уполномоченный по правам человека.

Статьей 103 Конституции РФ предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный). В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами принят специальный закон об этом должностном лице - "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011). Предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека и в субъекте РФ.

В задачи Уполномоченных по правам человека входят содействие восстановлению нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Причем подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным в РФ.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба государственной пошлиной не облагается.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: индекс 103084, Россия, город Москва, улица Мясницкая, дом 47 - ЛУКИНУ Владимиру Петровичу.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично, либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Министерство юстиции.

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" на это министерство возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ. Целью юридической экспертизы правовых актов субъектов РФ является выработка мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также, в установленном порядке, в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Минюстом РФ отмечены следующие характерные несоответствия и нарушения Конституции РФ и федеральных законов. В Республике Хакасия, Хабаровском крае, Воронежской, Рязанской, Новгородской областях и ряде других регионов был установлен иной размер платы за выдачу различных лицензий, не указаны органы, которые должны выдавать эти лицензии. В некоторых случаях устанавливается порядок лицензирования тех видов деятельности, по которым федеральным законодательством лицензирование не предусмотрено (Свердловская, Воронежская, Омская, Оренбургская области, г. Москва и другие). В ряде регионов правовыми актами вводятся дополнительные налоги, сборы, либо устанавливаются ставки налогов, а также объекты налогообложения, не предусмотренные законодательством РФ (Республика Карелия, Нижегородская, Свердловская, Волгоградская области и другие). Значительное количество нарушений допущено субъектами РФ в нормативных актах, регулирующих вопросы производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта. Это, прежде всего, - введение норм, ограничивающих конкуренцию, свободу экономической деятельности, перемещения продукции, ввоза на конкретную территорию (нарушения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") и т.п. ("Адвокат". 1997. № 11. С. 83-92.).

Представитель Президента РФ в субъекте РФ.

Его деятельность регламентировалась ранее Положением о представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге, утвержденным Указом Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 186. В настоящее время действует Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 696 (СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421).

Полномочный представитель Президента РФ в регионе РФ (далее именуется - полномочный представитель) является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ на части территории РФ, включающей в себя один или несколько субъектов РФ (далее именуется - соответствующий регион). Основными задачами полномочного представителя являются содействие Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий (в том числе по исполнению федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ в соответствующем регионе), организация в соответствующем регионе работы общественной приемной, ведение приема населения, рассмотрение писем, жалоб и обращений граждан и т.п., а также внесение:

  • в Главное контрольное управление Президента РФ, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главе (главам) исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ - представлений в случаях нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, находящимися в соответствующем регионе, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений судов;
  • Президенту РФ - предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, находящихся в соответствующем регионе, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • в законодательный орган (законодательные органы) государственной власти субъекта (субъектов) РФ, находящийся (находящиеся) в соответствующем регионе, - представления в случае противоречия принятых им (ими) нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
  • Президенту РФ - предложения об обращении в Конституционный Суд РФ в случае несоответствия Конституции РФ конституции (конституций), устава (уставов), а также законов и иных нормативных правовых актов субъекта (субъектов) РФ, находящегося (находящихся) в соответствующем регионе.

Федеральный антимонопольный орган, а также его территориальные органы, в соответствии с Законом РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" вправе давать органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов*, вносить им предложения о введении или об отмене лицензирования, налоговых льгот, принимать решения о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства, обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства (ст. 12).


Наш адрес:

121596, г.Москва, ул. Толбухина, д.11, корп.2
тел./факс: 8-499-737-83-01, 8-985-782-28-28 адвокат Черников Виктор Николаевич
тел. 8-916-347-60-60 — для СМИ и общественных связей
Наш блог в ЖЖ - pravoza21

E-mail:

Rambler's Top100

 

Новости в мире

Загрузка..

 

 

Новости в России

Загрузка..