Правозащита XXI век - защита прав человека МОД За защиту прав и свобод граждан Правозащита XXI век

На главную страницу    

О нас
 Новости движения
 Наши акции
 Услуги
 Сотрудничество
 Контакты
Новости
 Защита прав в суде
 Жертвы правонарушений
О защите прав человека
 Законы
 Комментарии к законам
 Рекомендации
 О защите прав детей
 Полезные адреса и сайты


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ!
Список погибших в Чечне


 Ссылки
 Карта сайта

О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

25 июня 1993 г. президент Б.Ельцин подписал принятый Верховным Советом Российской Федерации закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Статья 1 этого закона провозглашает:

"В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации".

Это означает, что в Российской Федерации отменяется существовавший в течение столь долгого времени режим прописки, находившийся в резком противоречии с ратифицированным Советским Союзом Пактом ООН "О гражданских и политических правах" (ст.12).

Точнее, прописка - регистрация по месту жительства - как в большинстве европейских стран, сохраняется, но она носит теперь не разрешительный, а уведомительный характер: "Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации" (ст.3).

Никто более не вправе отказать гражданину в регистрации на свободно избранном им месте жительства. Такой отказ гражданин, в соответствии со ст.9 Закона, вправе обжаловать в суде:

"Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд".

Система прописки является очевидным нарушением целого ряда российских и международных законов. Она противоречит праву на свободу передвижения, которое гарантировано Конституцией Российской Федерации, федеральным законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также обязательствами страны по международным законам, таким, как Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Помимо этого, не имея прописки, гражданин не может легально устроиться на работу, и тем самым грубо нарушается право человека на труд, гарантированное Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 6). Подобным же образом без прописки невозможно получить бесплатное медицинское обслуживание в государственном медицинском учреждении и устроить детей в школу. Такие ограничения нарушают права детей, провозглашенные в Конвенции ООН о правах ребенка, на доступ к медицинскому обслуживанию (статья 24) и образованию (статья 28). Комиссия по правам человека при президенте сделала следующее заключение в своем обзоре законодательства о праве на свободу передвижения в Российской Федерации на 1993 г.: "Исполнительные власти полностью игнорируют как законодательство, так и соответствующую статью Конституции, иногда ссылаясь на отсутствие соответствующих механизмов их выполнения (подзаконных актов), а иногда не ссылаясь ни на что".

4 апреля Конституционный суд России признал неконституционными все законы, вынуждающие гражданина платить регистрационный взнос за проживание в своей квартире, т.е. вынуждающие покупать прописку. Год спустя тот же суд постановил, что взнос, который московское правительство взимает с прибывающих на постоянное жительство за "пользование городскими службами" и составляющий около 7.000 долларов, является неконституционным. Город ввел этот взнос взамен системы покупки прописки.

Отвлекаясь от юридических трактовок, можно утверждать, что на практике система прописки сохраняется по ряду причин. Основной причиной является то, что некоторые территории стремятся защититься от притока беженцев и вынужденных переселенцев, спасающихся от многочисленных этнических конфликтов на территории бывшего Советского Союза. Даже когда местные законы о регистрации на первый взгляд не кажутся дискриминационными, они часто применяются произвольным и дискриминационным образом против "нежелательных" людей, таких, как некоторые расовые и этнические меньшинства, или в пользу лиц, занимающих высокое политическое положение или обладающих иными преимуществами. Наконец, эта система служит механизмом для получения доходов в местный бюджет и для вымогательства взяток в пользу представителей местных правоохранительных органов и администрации. Таким образом, на местном уровне не только отсутствует стимул к отмене этих законов, но напротив, существуют достаточно веские мотивы к их сохранению и применению.

Новые правила, регулирующие регистрацию для постоянного и временного проживания, были приняты как замена системе прописки в России. Однако федеральные и местные власти фактически лишь заменили старое название на новое, сохранив систему в ее прежнем виде; более того, в некоторых случаях власти еще более ужесточили режим регистрации постоянного проживания. Постановлением федерального правительства № 713 от 17 июля 1995 г. контроль за передвижением граждан вне места постоянного жительства передается на усмотрение правительства, и тем самым на беженцев накладываются дополнительные трудности. Дополнения к постановлению № 713, принятые в 1996 г., и решение Конституционного суда отменили эти правила, жестко ограничивающие свободу передвижения. Например, решением 1998 г. были отменены статьи 10, 12 и 21, которые, соответственно, ограничивали 6 месяцами срок временного пребывания в населенном пункте, не являющемся местом постоянного проживания и устанавливали условия, по которым местные власти могли отказать гражданам в просьбе разрешить временное пребывание или постоянное жительство. Ранее правилами было установлено, что гражданин может пребывать в населенном пункте, не являющемся местом его постоянного проживания, более шести месяцев только в случае "серьезного заболевания временно зарегистрированного гражданина или его родственников либо при других обстоятельствах, мешающих гражданину покинуть место временного пребывания". Регистрация временного пребывания требовалось даже для поездки в отпуск и деловую командировку. Кроме этого, правила оставляли толкование "особых обстоятельств" на усмотрение не только федеральных, но и местных властей, в результате чего такие решения давали еще больший простор для коррупции, произвола и дискриминации.

Решение Конституционного суда от 1998 г., безусловно, было позитивным шагом к большей свободе передвижения в России, однако оставило неясными два момента. Препятствия, с которыми сталкиваются беженцы при получении временной регистрации, не относятся к юрисдикции постановления от 2 февраля; они связаны с проблемами российского законодательства о беженцах. Новый закон РФ о беженцах разрешает регистрацию беженцев, однако в настоящее время, как и в прошлом, условия, процедура и документы, требуемые для регистрации, остаются неясными. По новому закону о беженцах удостоверение, выданное местной миграционной службой, должно служить "основанием для регистрации в [местном] управлении внутренних дел" (статья 4.7). Однако по-прежнему регистрацию беженцев затрудняют четыре существующие проблемы. Во-первых, неясно, имеет ли данная статья обратную силу в отношении беженцев, зарегистрировавших свои просьбы о предоставлении убежища в Федеральной миграционной службе (ФМС) до принятия закона. Во-вторых, закон молчит относительно того, является ли регистрация в милиции достаточным документом для милиции не только там, где выдана регистрация, но и в других регионах. В-третьих, в законе не указано, что удостоверение беженца является единственным документом, который требуется для регистрации в милиции.

И, наконец, удостоверения действительны только на период принятия решения о предоставлении статуса беженца, на который выделено три месяца с возможностью продления еще на три месяца. Однако закон молчит относительно того, действительны ли удостоверения и регистрация в том случае, если процедура предоставления статуса беженца займет больше времени, положенного по закону. Продолжается ли действие удостоверения по истечении этого срока, остается неясным, и это вызывает проблемы для многих людей, поскольку рассмотрение дела о предоставлении убежища почти никогда не укладывается в предусмотренный шестимесячный срок.

Кроме того, неизвестно, будут ли местные власти должным образом исполнять - или хотя бы принимать во внимание - данный закон.

Московские правила регистрации постоянного и временного проживания - самые жесткие в России, и применение их московской милицией носит до такой степени жесткий и дискриминационный характер (объектом преследования являются главным образом лица с темным цветом кожи), что эти правила кажутся лишь предлогом для таких злоупотреблений, как вымогательство, рукоприкладство, вторжение в частную жизнь и уничтожение документов, удостоверяющих личность.


Наш адрес:

121596, г.Москва, ул. Толбухина, д.11, корп.2
тел./факс: 8-499-737-83-01, 8-985-782-28-28 адвокат Черников Виктор Николаевич
тел. 8-916-347-60-60 — для СМИ и общественных связей
Наш блог в ЖЖ - pravoza21

E-mail:

Rambler's Top100

 

Новости в мире

Загрузка..

 

 

Новости в России

Загрузка..